Уход Джона Элиота Гардинера может ознаменовать смену поколений в исполнительстве на исторических инструментах

В своих лучших проявлениях интерпретация классического репертуара Гардинером могла бы быть захватывающе живой, но после ухода из ансамбля из-за вспышки агрессии его карьера находится под вопросом.

После событий прошлого лета неудивительно, что Джон Элиот Гардинер официально разорвал все связи с тремя новаторскими ансамблями, которые он создал: хором Монтеверди, English Baroque Soloists и Orchestre Révolutionnaire et Romantique. Гардинер извинился и публично выразил раскаяние в связи с инцидентом после исполнения «Троянцев» Берлиоза в августе прошлого года, когда, как утверждается, он ударил одного из певцов, баса Уильяма Томаса, за то, что тот покинул сцену не с той стороны. Впоследствии он решил отказаться от дирижерских обязанностей на неопределенный срок, чтобы пройти «терапию и консультирование». Всегда казалось маловероятным, что Гардинер не сможет продолжать дирижировать певцами и инструменталистами, с которыми он так тесно сотрудничал.

Однако положение Гардинера как одного из лидеров развития исторически информированного исполнительства в Британии за последние 60 лет настолько значимо, что его раскол с ансамблями, которые он взращивал кажется определяющим моментом во всей эволюции стиля и, возможно, толчком к настоящей смене поколений.

В 1960-х годах, будучи студентом, Гардинер начал исполнять музыку барокко таким образом, чтобы попытаться воссоздать звуковой мир, каким его слышали композиторы 17-го и 18-го веков. Такие выступления все еще считались экспериментальными и в значительной степени маргинальными; в то время Бранденбургские концерты Баха и “Музыка на воде” Генделя все еще регулярно исполнялись полными составами симфонического оркестра с музыкантами, играющими на современных инструментах. В настоящее время, отчасти под влиянием упорных усилий Гардинера, такой репертуар стал в первую очередь территорией музыкальных коллективов, таких как English Baroque Soloists.

Репертуар вплоть до Моцарта был довольно всесторонне освоен такими ансамблями, но основной симфонический репертуар 19-го века, от Бетховена и Шуберта до Брукнера и Малера, оказался сложнее для энтузиастов аутентичного исполнительства. Однако с созданием Orchestre Révolutionnaire et Romantique в 1989 году Гардинер предпринял собственные усилия по исследованию этого репертуара. Так появились потрясающие версии произведений Бетховена и Берлиоза.

Некоторые, возможно, по понятным причинам неспособные отделить те эмоции, что они испытали на выступлениях Гардинера, от эмоций от рассказов, которые они слышали на протяжении многих лет о его неоднозначном поведении на репетициях и о том, как он обращался с певцами и музыкантами — поведение, которое, наконец, перешло черту в прошлом году в его конфронтации с Уильямом Томасом, — находили его музыкальный подход жестким и лишенным выразительности. Но в своих лучших проявлениях интерпретации Гардинера могли быть захватывающими и театрально живыми. В 2017 году прекрасным напоминанием о этом стали европейские гастроли Гардинера с концертными постановками трех опер Монтеверди в ознаменование 450-летия со дня рождения композитора. Чем бы он ни дирижировал, он никогда не позволял историческим, научным соображениям мешать сделать исполнение максимально ярким и коммуникативным.

Будут ли эти качества когда-либо снова видны на концертной площадке, еще предстоит увидеть. Гардинер сказал, что намерен возобновить свою карьеру, но с «более легким, менее напряженным графиком». Он никогда не ограничивался исключительно дирижированием своими историческими оркестрами; каждый сезон он регулярно выступал с оркестрами в Великобритании и по обе стороны Атлантики; в Лондоне он выступал с Лондонским симфоническим оркестром, а также дирижировал оперой в Ковент-Гардене. Кажется вероятным, что он вернется за дирижерский пульт в качестве приглашенного дирижера за пределами Великобритании.

Труднее предсказать, что ждет в будущем хор и два оркестра. В ранние годы и English Baroque Soloists, и Orchestre Révolutionnaire et Romantique были уникальными ансамблями, но в настоящее время по всей Европе нет недостатка в первоклассных оркестрах, охватывающих все исторические периоды, постоянные музыканты и певцы из оркестров Гардинера также работали с другими ансамблями. Вместо обычного подхода «подойдёт всем», который ансамбли, играющие на инструментах того времени, все еще склонны использовать, возможно, эти два ансамбля могли бы быть воссозданы более специализированным образом, как оркестр Les Siècles, который концентрируется на французском репертуаре конца XIX и начала XX веков.

Существует множество вариантов развития событий. Нам еще предстоит выяснить, каков реальный вклад в развитие трех коллективов внес сам Гардинер. В конце концов, после его ухода под руководством различных дирижеров, в частности, португальского дирижера Диниса Соузы, музыканты, в целом были очень тепло приняты, а в качестве исполнения не было никаких сомнений.

Комментарии

Всего 3 комментария к этой новости

  1. Steven Jobs July 4, 2017 7:25 am

    dived wound factual legitimately delightful goodness fit rat some lopsidedly far when.

    • Jim Calist July 16, 2017 1:29 am

      Slung alongside jeepers hypnotic legitimately some iguana this agreeably triumphant pointedly far

  2. Steven Jobs July 4, 2017 7:25 am

    jeepers unscrupulous anteater attentive noiseless put less greyhound prior stiff ferret unbearably cracked oh.

  3. Steven Jobs May 10, 2023 2:41 am

    So sparing more goose caribou wailed went conveniently burned the the the and that save that adroit gosh and sparing armadillo grew some overtook that magnificently that

  4. Steven Jobs May 10, 2023 2:42 am

    Circuitous gull and messily squirrel on that banally assenting nobly some much rakishly goodness that the darn abject hello left because unaccountably spluttered unlike a aurally since contritely thanks

Оставить свой комментарий

Мы не опубликуем ваш адрес E-mail.