Ансамбль im SPIEGEL
Художественный руководитель — Мария Магиева Премьера произведения Настасьи Хрущёвой «Девять способов страдать» Создано в рамках проекта «Ноты и квоты» Арина Зверева, сопрано Мария Магиева, контрабас Анастасия Караулова, фортепиано Луиза Минцаева, арфа Олёна Безносикова-Полторацкая, флейта Софья Сергеева, флейта Иван Тихонов, кларнет Роман Викулов, скрипка Деннис Гасанов, скрипка Дарья Демидова, альт Семён Пахомович, альт Давид Ежов, виолончель Дмитрий Машко, ударные Филипп Карандеев, ударные Фёдор Безносиков – дирижёр Эта программа вдохновлена мыслями Кандинского о цвете как главном инструменте передачи смыслов в живописи — в музыке же смыслы раскрываются через звук. Здесь каждое произведение — изолированный самоуглублённый мир композитора, исследующего материю звука, выражающего своё высказывание через возможности тембра. Таким образом, программа охватывает пять разных подходов, объединённых общей, но по-разному воплощённой идеей. «Половина собаки» (2015) Антона Светличного возникла из его же саундтрека к фильму «Андалузский пёс» 1929 года, основанного на снах Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Светличный создаёт музыкальный язык, вдохновлённый скандинавским минимал-техно 90-х, в частности дуэтом Pan Sonic, что выразилось в противопоставлении тембров, где все параметры звука стабильны, кроме одного, постоянно меняющегося. Эта пьеса — вариант минимализма, растущего из берлинского и скандинавского техно. Nebenstück Жерара Пессона (1998) — переложение Баллады Брамса для фортепиано, где кларнет и струнный квартет создают новое звучание, передавая через ностальгическую музыку размышления о времени и памяти. Пессон вступает в диалог с Прустом, обращаясь к утерянным идеям прошлого. Okanagon Шельси (1968) — музыка заклинательного характера, где все главные формообразующие события происходят внутри звука. Сам Шельси сравнил это произведение с обрядом или биением сердца земли. «Девять способов страдать» (2024) — премьера сочинения Настасьи Хрущёвой для контрабаса и фортепиано. Это «каталог способов страдать для каждого, кто решит это сделать». Среди предлагаемых Настасьей: барочный, русский народный, способ страдать так же, как юный Вертер, и многие другие. Главные музыкальные события здесь происходят благодаря способности тембрального перевоплощения — именно разнообразие возможностей звука контрабаса и фортепиано раскрывает психологизм, заложенный в этом сочинении. В финале программы прозвучат культовые Folk songs (1964) Лучано Берио — цикл песен для голоса и ансамбля, включающий преимущественно народные песни разных стран: армянскую, сицилийскую, итальянскую и другие на шотландские, французские и азербайджанские тексты. Цикл был создан для вокалистки, владеющей всеми возможностями звука, способной раскрыть различные психологические состояния, — именно такой была Кэти Берберян, которой опус посвящён. В программе im Spiegel культовому циклу дадут новое прочтение одни из самых прогрессивных интерпретаторов музыки XX–XXI веков: ведущую партию исполнит Арина Зверева, а дирижировать будет Фёдор Безносиков. В состав исполнителей, участвующих в Folk songs, вошли те музыканты im Spiegel, кто имеет личную связь с циклом, некоторые даже проводили собственные исследования: например, альтистка Дарья Демидова в ходе изучения текстов песен обратилась к работам фольклористов и через них объяснила особенности звучания солирующего альта. Эти и другие идеи музыканты приглашают обсудить на неформальной встрече со слушателями после концерта. Концерт проводится при поддержке Союза композиторов России и Минкультуры России. Концерт входит в цикл зала «Зарядье» «Неделя современной музыки», который пройдёт в Малом зале с 8 по 12 января. Все концерты цикла можно посмотреть здесь.
im SPIEGEL
Ансамбль завоевал любовь слушателей благодаря своей философии, пониманию музыки как откровения: ухода от внешнего к внутреннему, диалога со слушателем через глубокий психологизм интерпретаций. Проект «Фермата» назвал im SPIEGEL «новосозданным ансамблем московских музыкальных интеллектуалов». Одной из основных целей коллектива является погружение музыки в современный контекст, основанное на глубоком исследовании исполняемого материала и поиске новых связей и смыслов. В состав im SPIEGEL вошли московские музыканты, сотрудничающие с ведущими коллективами (такими как musicAeterna, Национальный филармонический оркестр России, Государственный академический камерный оркестр России, Квартет имени В. Берлинского, Трио имени С. Кнушевицкого и другими), участники различных фестивалей и образовательных проектов, среди которых Дягилевский фестиваль, практикум МАСМ, школа «Молот», Gnesin Contemporary Music Week и других. im SPIEGEL – это уникальные программы, объединяющие музыку Шёнберга и Бетховена, Вивальди и Пендерецкого, Уствольской и Брукнера, опусы Монтеверди и сочинения Ромителли и Сюмака. За этими парадоксальными диалогами всегда стоит единая концепция: произведения разных композиторов выстраиваются в цельную форму с ясной драматургией и авторским высказыванием.
Арина Зверева
Основатель и художественный руководитель вокального ансамбля современной музыки N’Caged. Лауреат российской оперной премии Casta Diva за спектакль «Проза» (2017). Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник» (2021). В 2002 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Преподавала в Московской консерватории с 2005 по 2011 годы. Сотрудничала в качестве хормейстера с Теодором Курентзисом: с 2011 – как приглашённый хормейстер, с 2012 по 2014 годы – как постоянный хормейстер musicAeterna. C 2013 года – руководитель вокального ансамбля Электротеатра Станиславский.
Фёдор Безносиков
Дирижер Российского национального оркестра и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Также сотрудничает с Государственным академическим камерным оркестром России, ГАСО им. Е. Светланова, театрами «Геликон-опера» и «Новая опера». Лауреат премии МХТ в номинации «Классическая музыка» (2024). Весной 2024 году издание Blueprint включило Федора в ежегодный список отечественных деятелей культуры и искусства, определяющих «наше ближайшее культурное будущее».
Мария Магиева
Получает образование в МГК им. П.И. Чайковского по специальности «Контрабас» (класс Народного артиста РФ, профессора Р. Габдуллина, а по камерному ансамблю – класс профессора Е.А. Колосова). Участник Дягилевского фестиваля с 2021 года, практикума МАСМ (курс импровизации под руководством Алексея Сысоева), фестиваля Gnesin contemporary music week и оркестровой Молот-школы п/у Ф. Леднева, фестиваля «Душа контрабаса». Начинала свой творческий путь как оркестрант (концертмейстер группы контрабасов Оперной студии МГК, затем – артист Московского государственного академического симфонического оркестра, также сотрудничала с musicAeterna, Государственным академическим камерным оркестром России п/у А. Уткина и др. Затем создала im Spiegel, в котором является художественным руководителем и продюсером. Исполняла премьеры пьес для контрабаса и электроники Ригель Винской и Екатерины Хмелевской. Также принимала участие в исполнении мировых премьер произведений Д. Мазурова, А. Сюмака, Н. Попова, Д. Маминовой, Г. Лукомца, А. Зобнина, Д. Щукина и многих других композиторов.