И. С. Бах. «Рождественская оратория» для солистов, хора и оркестра
Лилия Гайсина, сопрано Яна Дьякова, меццо-сопрано Михаил Нор, тенор Илья Татаков, бас Дирижёр — Александр Рудин Московский камерный оркестр Musica Viva Художественный руководитель и главный дирижёр – Александр Рудин Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Художественный руководитель – Екатерина Антоненко
Лилия Гайсина
Солистка Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В репертуаре певицы партии Джильды («Риголетто»), Олимпии («Сказки Гофмана»), Ядвиги («Робинзон Крузо»), Царевны-Лебеди («Сказка о царе Салтане»), Церлины («Дон Жуан»), Адины («Любовный напиток»), Главки («Медея»), Амура («Орфей и Эвридика»). Лилия Гайсина сотрудничает с Московским камерным оркестром Musica Viva, оркестром Pratum Integrum, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, а также с Ensemble 1700 (Германия), La Voce Strumentale, Alta Capella, Questa Musica, Helsinki Baroque Orchestra. Принимала участие в фестивалях старинной музыки в Гёттингене, Людвигсбурге, Потсдаме, Байройте (Германия); Гмундене (Австрия), Хельсинки (Финляндия).
Яна Дьякова
Лауреат международных конкурсов и Национальной оперной премии «Онегин», лауреат премии «Нижегородская жемчужина». Окончила Самарскую государственную академию культуры и искусств. Участница V Международного телевизионного проекта «Большая опера» на канале «Россия-Культура». Участница международного оперного фестиваля имени М. Д. Михайлова (Чебоксары), международного фестиваля музыки барокко Barocco Nights (Москва) и других. Сотрудничала с такими дирижёрами, как Оливер Диас, Эйюб Кулиев, Димитрис Ботинис, Фабио Мастранджело, Иржи Штрунц, Паоло Маркезе, Артём Давыдов, Филипп Чижевский, Сергей Кисс и др. Участвовала в мастер-классах Елены Образцовой, Натали Дессей, Маквалы Касрашвили, Галины Писаренко, Дмитрия Вдовина, Юлии Лежневой. В 2020–2021 проходила стажировку в Театре имени Йозефа Каэтана Тыла (Пльзень, Чехия). В 2020 году дебютировала в миланском театре «Сан-Бабила». С 2022 – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Михаил Нор
Родился в 1994 году в Москве. В 2014 году окончил дирижёрско-хоровое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и продолжил обучение на дирижёрском факультете, затем на вокальном (класс профессора Алексея Мартынова). Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским камерным оркестром Musica Viva, Симфоническим оркестром радио «Орфей» и другими коллективами. Сотрудничал с известными дирижёрами, среди которых Юрий Башмет, Александр Рудин, Владимир Понькин, Кристофер Мулдс, Роберт Холлингворт, Венсан Дюместр, Питер Филлипс, Стивен Лэйтон. Участвовал в мировой премьере оперы «Ариадна» Монтеверди, исполнив партию Рыбака (2017, реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга на Малой сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац). В 2022 году дебютировал в партиях Евангелиста в «Страстях по Иоанну» и «Рождественской оратории» И. С. Баха в Зале Зарядье с ансамблем Intrada, оркестрами Pratum Integrum и «Виртуозы Москвы», дирижёры — Екатерина Антоненко и Джереми Уолкер. В 2024 году дебютировал в партии Евангелиста в ораториях И. С. Баха «Страсти по Матфею» с ансамблем Questa Musica (дирижёр — Филипп Чижевский) и «Страсти по Марку» с ансамблем Pratum Integrum (дирижёр — Йорн Бойзен), а также в «Страстях по Брокесу» Г. Ф. Генделя. Выступает с программами камерной музыки. Сотрудничает с ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» к 500-летию Реформации, с ансамблями Intrada и Questa Musica. Один из самых востребованных исполнителей музыки Баха в России. Также участвовал в Рождественском фестивале духовной музыки «Адвент», летнем фестивале «Ночи барокко», фестивале камерной музыки Vivarte.
Илья Татаков
Родился в Ярославле. Обучался по классу органа в Детской музыкальной школе имени М. М. Ипполитова-Иванова и по классу фортепиано в Детской музыкальной школе имени Осипова. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и Академию хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). С 2010 года – солист хора Сретенского монастыря. В составе коллектива неоднократно выступал с концертами в США, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Катаре, Китае. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, такими как: ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко, musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Выступал на одной сцене с такими музыкантами, как Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кен-Дэвид Мазур, Юрий Башмет, Рудольф Баршай, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Ильдар и Аскар Абдразаковы и др. В 2024 году исполнил партии Петра и Пилата в «Страстях по Матфею» И. С. Баха в составе ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского в Концертном зале имени П. И. Чайковского, а также участвовал в исполнении Симфонии № 14 Дмитрия Шостаковича совместно с Елене Гвритишвили и ансамблем im Spiegel под управлением Фёдора Безносикова в ДК «Рассвет».
Московский камерный оркестр Musica Viva
История оркестра началась в 1978 году, когда скрипач и дирижёр Виктор Корначёв основал ансамбль из девяти выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший до оркестра, возглавил Александр Рудин, который и дал ему название Musica Viva. Сегодня Musica Viva – это оркестр, исполняющий музыку разных эпох, стилей и жанров. Интерпретации коллектива отличает стремление музыкантов к исторической точности. Большое место в репертуаре занимают редко звучащие и «забытые» произведения прошлого. Так, в исполнении оркестра в России впервые прозвучал ряд сочинений Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Отдельный пласт творческой деятельности коллектива составляют произведения современных композиторов. В разные годы Musica Viva осуществил премьеры сочинений Вячеслава Артёмова, Арво Пярта, Аулиса Саллинена, Валентина Сильвестрова, Александра Маноцкова, Андрея Головина, Сергея Ахунова и других. В течение последнего десятилетия Musica Viva осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижёров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (в парижской редакции 1774 года), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва, «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата «Аполлон и Дафна» и серената «Ацис, Галатея и Полифем» Генделя, а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». В рамках Генделевского фестиваля, который состоялся в Москве в Концертном зале имени П. И. Чайковского в сентябре 2021 года, оркестр Musica Viva исполнил ораторию «Теодора» (дирижёр – Александр Рудин) и псалом Dixit Dominus (дирижёр – Андреас Шперинг) с международным составом солистов и вокальным ансамблем Intrada. Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и др.
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
История прославленного коллектива восходит к середине 1930-х. Создателями хора стали выдающиеся дирижёры: Николай Данилин и Александр Свешников. Свешников возглавлял коллектив в течение сорока лет. Всё это время он оставался самым авторитетным хоровым дирижёром СССР, работая в должности декана дирижёрско-хорового факультета, а с 1948 по 1974 год – ректора Московской консерватории, выступив создателем и руководителем Московского хорового училища, организатором и председателем Всероссийского хорового общества. Под руководством Свешникова хором впервые были исполнены сочинения Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, а также произведения Шебалина, Шапорина, Щедрина, Голубева, Эшпая, Шнитке, Хренникова. В разные годы коллективом руководили Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). За эти годы был значительно расширен репертуар. Коллектив принимал участие в значимых государственных проектах и крупных музыкальных торжествах, сотрудничал со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Павел Коган, Михаил Плетнёв, Александр Рудин, Юрий Симонов, Александр Сладковский, Владимир Федосеев, Владимир Юровский. Коллектив выступал в России и за рубежом: в Европе, Израиле, Египте, Китае, Японии, КНР, США. С 2024 года художественным руководителем хора является Екатерина Антоненко.
Александр Рудин
Виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. Родился в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 году – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижёр Московского камерного оркестра Musica Viva. Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся исторически информированным исполнительством и со временем пришёл к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. В репертуар музыканта входят произведения четырёх столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Вместе с оркестром Musica Viva Рудин, впервые в современной России, исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников: Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.