Лекция: опера Россини «Золушка»
Лектор — Марина Раку Среди множества Золушек, ступивших на музыкальные сцены мира (в операх, балетах, а в последнее время и в мюзиклах), а также населяющих киноэкраны, героиня Джоаккино Россини занимает одно из самых почётных мест. Ни один композитор при жизни не был столь известен и почитаем, как её автор, и именно его слава вела за собой эту очаровательную скромницу на покорение мировых подмостков. И они неизменно покорялись. Покорить же эту музыкальную партитуру, напротив, оказывалось совсем нелёгкой задачей для театров, певцов, дирижёров и оркестров. Ибо её автор, ставший поистине королём итальянского бельканто, не щадил ни тех, ни других. Его требования к исполнительскому стилю, предъявляемые этим сочинением, были непреклонными. И в этом одна из причин того, что россиниевская «Золушка» после своего абсолютного триумфа в XIX веке стала редкой гостьей в оперном репертуаре ХХ-го, когда память о непреложных законах исполнения Россини несколько потускнела. И сегодня услышать один из главных россиниевских шедевров на российской сцене можно лишь изредка. Впрочем, на мировой она воскресла во всём блеске лишь в последние десятилетия и, что особенно приятно отметить, при активном участии русских певцов. О том, как родилась эта партитура, какие метаморфозы с ней совершались и почему они были неизбежными, а также о том, что заставляет вновь и вновь возвращаться к ней музыкантов и слушателей, пойдёт речь в лекции доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания, музыкального руководителя московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Марины Раку. Посетить лекцию можно при наличии билета на оперу «Золушка» в Зале Зарядье 22 декабря в 19:00.
Марина Раку
Доктор искусствоведения. Ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания. Член Комиссии по музыкознанию и музыкальной критике Союза композиторов Москвы. Заведующая музыкальной частью, помощник художественного руководителя московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Основные исследовательские интересы: история зарубежной и русской музыки эпохи романтизма; советская музыкальная культура; отечественный и европейский музыкальный театр XIX-XX веков; история и теория оперного жанра; музыка и литература; музыка и идеология; музыкальная социология; музыкальная текстология. Участница около 100 научных конференций в России и за рубежом (в том числе в Германии, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Франции); организатор нескольких конференций в России (ГИИ). Автор 5 книг и более 150 научных статей в российских и зарубежных журналах, альманахах, сборниках научных трудов, а также в коллективных монографиях, энциклопедиях и собраниях сочинений, в том числе: «The Revised New Grove Dictionary of Music & Musicians» (London), «История русского искусства: в 22 томах» (тт. 17, 21, 22) и энциклопедия «Пётр Ильич Чайковский», «Музыкальный Петербург. Энциклопедическое исследование», а также «Новое собрание сочинений Д. Д. Шостаковича в 150 томах». Лауреат премии «Книга года» ежегодного конкурса газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «События и персоны 2014 года» за научную монографию «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи» (2014).