Оркестр musicAeterna, Ольга Волкова, скрипка, Дирижёр – Теодор Курентзис

В программе оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса — два классических сочинения, которые принадлежат к разным стилям и эпохам, но с равной силой воплощают «дух времени». Концерт для скрипки и оркестра Иоганнеса Брамса — блистательный образец романтического письма для солирующей скрипки, позитивистский гимн единению человека и природы, наполненный венским изяществом и венгерскими мотивами. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича — один из самых известных симфонических циклов России XX века. Композитор создал в ней поразительно красноречивый портрет страны в 1937 году. Иоганнес Брамс посвятил свой единственный Скрипичный концерт преданному другу, великолепному скрипачу Йозефу Иоахиму, ещё в юношеские годы познакомившему Брамса с четой Шуманов. Вместе с Иоахимом композитор выверял сольную партию: позднее иные скрипачи с мировым именем называли её неисполнимой. Брамс в мастерстве солиста был совершенно уверен. Он даже не стал писать каденцию в первой части, предложив другу написать ее самому. Йозеф Иоахим стал первым исполнителем Концерта в Лейпциге в 1879 году. Он начал вечер с ре-мажорного Скрипичного концерта Бетховена, а продолжил ре-мажорным Концертом Брамса, и сходство двух сочинений проявилось отнюдь не только в избранной тональности. Бетховенианство Брамса выразилось в подчеркнутой симфоничности цикла, в его классическом строении, некоторых мелодических и оркестровых решениях, но главное — в утверждении гармонии мира, человека и природы, которое воспевал Бетховен в светлые годы своей жизни. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича стала водоразделом между ранним и зрелым стилями композитора, рубежом между его юношеским максимализмом, фонтанирующим эксцентрикой и экспериментами, и трагическим симфонизмом мастера с его сфокусированностью на «последних вопросах бытия». Новая простота языка Пятой симфонии, за которую композитора так хвалили в советской музыкально-критической прессе, оказалась обманчивой. С этого произведения начинается история тайного языка Шостаковича, шифрующего в музыкальном тематизме и его развитии послания, не поддающиеся однозначной интерпретации, но говорящие с каждым слушателем о том, что болит в его собственном сердце. В Пятой симфонии есть отсылки к Малеру и к Хабанере из оперы Бизе «Кармен» (возможно, это просто музыкальный привет возлюбленной, которая вышла замуж за испанца с фамилией Кармен); есть интонации «Интернационала», цитата из собственной песни Шостаковича «Возрождение» на слова Пушкина. Классический четырехчастный цикл с драматичным Allegro первой части, «уличным» скерцо, лирико-философским центром в медленной третьей части венчает поразительно двусмысленный финал – то ли победный триумф, то ли инфернальное торжество.

Ольга Волкова

Родилась во Владивостоке. В семь лет дала первый сольный концерт, в десять – дебютировала на сцене с симфоническим оркестром. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс Ирины Бочковой), Кёльнскую высшую школу музыки (классы Захара Брона и Барнабаша Келемена), обучалась в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе (класс Огюстена Дюме). Лауреат ряда международных конкурсов: I премии Международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини в Москве (2007), I премии и всех специальных призов на Международном конкурсе имени Карла Нильсена в Дании (2012). Стипендиат фондов «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», фондов Владимира Спивакова, Мстислава Ростроповича и DOMS Stiftung (Базель). В 2016 году стала самым молодым концертмейстером Симфонического оркестра Мариинского театра. С 2021 года является первым концертмейстером оркестра Михайловского театра. С 2022 года – концертмейстер оркестра musicAeterna. В качестве приглашённого концертмейстера сотрудничала с Классическим филармоническим оркестром Бонна, Кёльнским молодёжным филармоническим оркестром и оркестром «Филармония наций». Выступала с Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Зивой, Джошуа Вайлерштайном, Юстусом Франтцем, Густаво Дудамелем, Сейжи Оззавой, Даниэлем Гатти, Валерием Гергиевым, Александром Рудиным, Элисо Вирсаладзе, Ириной Бочковой, Вадимом Репиным, Владимиром Федосеевым, Джошуа Беллом, Олли Мустонен, Пинхасом Цуккерманом, Патрицией Копачинской, Дмитрием Синьковским, Станиславом Кочановским, Андреем Коробейниковым, Итамаром Голаном и другими. Регулярно даёт мастер-классы в России, Германии, Австрии, Италии, Испании и Бельгии. Играет на скрипке Гварнери Дель Джезу «Робберехтс».

Оркестр musicAeterna

Один из самых востребованных российских коллективов, постоянно расширяющий границы своих творческих возможностей в области старинной музыки в исторически информированном исполнении, академической классики и современной музыки. Оркестр основан дирижёром Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске, с 2011 по 2019 год был частью труппы Пермского театра оперы и балета. В 2019 году творческой резиденцией musicAeterna стал петербургский Дом Радио, где по инициативе Теодора Курентзиса создан междисциплинарный культурный центр. Вместе с Теодором Курентзисом musicAeterna регулярно гастролирует по России и миру, выступая на самых престижных площадках. В 2017 году musicAeterna стал первым российским коллективом, который открыл основную программу Зальцбургского фестиваля. Также оркестр участвовал в таких фестивалях как RUHRtriennale, Klara Festival в Брюсселе, фестиваль в Экс-ан-Провансе, Дягилев PS в Санкт-Петербурге, Дягилевский фестиваль в Перми. Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом на лейбле Sony Classical записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены музыкальной критикой и стали лауреатами престижных музыкальных премий: ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.

Теодор Курентзис

Основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna. Родился и вырос в Греции, где началось его музыкальное образование. В 1994 году приехал учиться у легендарного профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина.  В 2004 году стал главным дирижёром Новосибирского театра оперы и балета и основал оркестр и хор musicAeterna. В 2011—2019 годах был художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми, куда вместе с ним переехали музыканты musicAeterna. С 2012 года художественный руководитель Дягилевского фестиваля в Перми. С 2018 по 2024 год Теодор Курентзис был главным дирижёром Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии. В 2019 году Теодор Курентзис и musicAeterna переехали в Санкт-Петербург, их творческой резиденцией стал Дом Радио. В качестве дирижёра-постановщика Теодор Курентзис сотрудничает с ведущими режиссёрами мира (Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Дмитрий Черняков, Теодороc Терзопулос и др.) и крупнейшими оперными театрами Европы и России. Возглавляя Пермскую оперу, Курентзис представил новые сочинения, написанные по его заказу: оперу «Носферату» Дмитрия Курляндского (2014). Скрипичный концерт Сергея Невского (2015), Cantos Алексея Сюмака (2016), хоровую оперу Tristia («Скорбные элегии»)» Филиппа Эрсана (2016).  Вместе с musicAeterna и другими оркестрами Теодор Курентзис регулярно гастролирует по миру, выступая на таких площадках, как Берлинская, Эльбская, Мюнхенская и Парижская филармонии, концертные залы в Кёльне, Мадриде, Венский Концертхаус, The Shed в Нью-Йорке, Suntory Hall в Токио, Royal Albert Hall в Лондоне, Фестшпильхаус Баден-Бадена и театр Ла Скала, Большой зал Московской консерватории, Зал Зарядье и Санкт-Петербургская филармония. Теодор Курентзис — постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе, Бохуме и Санкт-Петербурге.  Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом на лейбле Sony Classical записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены музыкальной критикой и стали лауреатами престижных музыкальных премий: ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.  Теодор Курентзис является девятикратным лауреатом российской театральной премии «Золотая Маска», лауреатом премии KAIROS, Командором ордена Феникса и Кавалером ордена Дружбы.