Шуман, Чайковский, Гаврилин
Олеся Петрова, меццо-сопрано Алексей Гориболь, фортепиано Программа приурочена к 85-летию со дня рождения композитора Валерия Гаврилина. Произведения в программе объединены темой женской судьбы. Цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины» стал предшественником многих женских вокальных циклов, в том числе в музыке ХХ века. Среди них особое место занимает «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина для меццо-сопрано и фортепиано (1965). Исполнительница цикла Зара Долуханова вспоминала: «Помню, меня удивило и затем долго удивляло: как удалось молодому человеку, начинающему композитору так глубоко проникнуть в душу женщины, понять каждый ее изгиб, каждое движение? Лишь потом я узнала историю Валерия Александровича – о Воздвиженье под Вологдой, «женском селе», откуда все мужчины ушли на фронт, о его военном детстве, полном лишений и, одновременно, щедром на примеры людской доброты, отзывчивости, самоотверженности...» «Русская тетрадь» требует от певицы не только понимания, но смелости и честности в передаче чувств. Автор пояснял, что песни должны исполняться без перерыва, и не только изъятие, но и перестановка номеров недопустима. Это приближает вокальный цикл к моноопере. Особую роль в сочинении играет партия фортепиано. Интерлюдии, прелюдии являются развернутыми фортепианными миниатюрами и играют в цикле важную содержательную роль. Пианист выступает равноправным участником музыкально-драматического повествования.
Олеся Петрова
Солистка Михайловского театра. Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Примадонна» (2020). В 2011 году после успешного выступления на конкурсе «Певец мира» в Кардиффе получила приглашения Греческой национальной оперы (Афины) и Оперы Цюриха, где дебютировала в сезоне 2011–2012 в партиях Ульрики («Бал-маскарад» Верди) и Кончаковны («Князь Игорь» Бородина). С 2012 была приглашённой солисткой Михайловского театра, в 2016 году официально вошла в состав оперной труппы. В 2018 году дебютировала в Большом театре России в партии Полины в опере «Пиковая дама» Чайковского (дирижёр Туган Сохиев, режиссёр Римас Туминас). Выступала на сценах Метрополитен-оперы и Гамбургской государственной оперы, в театре имени Джузеппе Верди, Большом театре «Лисео» в Барселоне, Опере Монреаля, Греческой национальной опере в Афинах, Цюрихском оперном театре, Бангкокской опере, Немецкой опере на Рейне, Сиднейском оперном театре и других залах. Участница фестиваля «Арена ди Верона» и других оперных фестивалей. Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Сотрудничала с Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым, Джеймсом Ливайном, Марисом Янсонсом, Лео Кремером, Фабио Мастранджело, Зубином Метой и другими. В камерном репертуаре певицы – вокальная музыка Вагнера, Берлиоза, Малера, Мусоргского, Шнитке, Гаврилина, П. Чайковского, А. Чайковского.
Алексей Гориболь
Заслуженный артист России. Пианист, продюсер. Концерты Гориболя, одного из выдающихся отечественных мастеров камерного ансамбля, проходили в крупнейших культурных центрах России, а также в Carnegie Hall в Нью-Йорке, John F.Kennedy Center for the Performing Arts в Вашингтоне, Konzerthaus в Вене, Wigmore hall в Лондоне, Берлинской филармонии, Gewandhaus в Лейпциге, Concertgebouw в Амстердаме. В обширном репертуаре пианиста – музыка композиторов разных эпох: от Баха до новейших сочинений наших дней, в том числе произведения Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца. С 1989 года Алексей Гориболь является инициатором и музыкальным руководителем проектов, связанных с творчеством Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек Десятникова к фильму «Москва» удостоен Гран-при Всемирного биеннале в Бонне (2002). С 2004 по 2007 годы руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 году стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки: Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Инициатор ряда проектов, объединяющих музыку, театр и поэзию, с участием Светланы Крючковой, Сати Спиваковой, Владимира Кошевого и других артистов. Сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Институтом имени Гёте, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой». В творческом багаже пианиста – более тридцати компакт- дисков. В 2019 году удостоен премии «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского за диск с записью фортепианного цикла «Буковинские песни» Леонида Десятникова на фирме «Мелодия». В 2023 году награждён Царскосельской премией за создание музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга» и просветительскую деятельность в области академической музыки.