Московский государственный академический симфонический оркестр Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова Дирижёр – Антон Гришанин Солисты: Анастасия Щеголева, сопрано Агунда Кулаева, меццо-сопрано Алексей Татаринцев, тенор Владимир Байков, бас Творчество Сергея Ивановича Танеева обширно и многогранно. Наибольшую известность Танеев получил как автор масштабных хоровых сочинений и трудов по теории полифонии. Полифонические принципы проникают практически во все сочинения композитора. Жанр кантаты занимает в творчестве Танеева особое место. Именно кантата обрамляет творческий путь композитора. От кантаты «Иоанн Дамаскин», которая получила обозначение ор. 1, протягиваются нити к последнему произведению, лебединой песне Танеева – кантате «По прочтении псалма». В основу произведения легло одноимённое стихотворение Алексея Хомякова – художественная интерпретация 49 псалма Давида. Стихотворение Хомякова любила мать композитора, Варвара Павловна Танеева, которой Сергей Танеев посвятил кантату.

Московский государственный академический симфонический оркестр

Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. Первым главным дирижёром коллектива стал Лев Штейнберг. После него этот пост занимали Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Визитной карточкой коллектива стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений композиторов Брамса, Бетховена, Шуберта, Малера, Брукнера, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина и других композиторов. Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции.

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

Один из старейших художественных коллективов Москвы. В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Однако предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда талантливый регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щёлкове семейный хоровой ансамбль. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года приобрёл широкую известность. После революции хор был национализирован советской властью, в январе 1919 получил статус Первого государственного хора. Судьбоносным в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова. Под его началом Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор многие годы сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, был первым исполнителем сочинений В. Рубина, Р. Щедрина. Преемниками А. Юрлова стали талантливые музыканты, дирижёры-хормейстеры – Ю. Ухов, С. Гусев, много сделавшие для преумножения славы хорового коллектива. С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижёров. Музыкант сегодня решает сложные исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых концертов. Уникальным авторским проектом Капеллы стала приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерта «Мосфильм» были записаны программы 6 CD-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella. В 2019 году коллектив Капеллы был удостоен Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова

История прославленного хорового коллектива восходит к середине 1930-х годов, когда в советском государстве назрела необходимость в создании музыкальных коллективов всесоюзного значения. Создателями нового хора стали выдающиеся дирижёры: Н. М. Данилин и А. В. Свешников. Свешников возглавлял коллектив в течение сорока лет – всё это время он оставался самым авторитетным хоровым дирижёром СССР, работая в должности декана дирижёрско-хорового факультета, с 1948 по 1974 годы – ректора Московской консерватории, выступив создателем и руководителем Московского хорового училища, организатором и председателем Всероссийского хорового общества. Под руководством Свешникова хором впервые были исполнены сочинения Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, а также произведения Шебалина, Шапорина, Щедрина, Голубева, Эшпая, Шнитке, Хренникова. В разные годы коллективом руководили И. Агафонников, Вл. Минин, Е. Тытянко, И. Раевского, Б. Тевлина, Е. Волкова. За эти годы был значительно расширен репертуар хора. Хор принимал участие в значимых государственных проектах и крупных музыкальных торжествах, сотрудничал со многими выдающимися дирижёрами, среди которых В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, М. Плетнёв, В. Юровский, А. Сладковский, А. Рудин. Коллектив много гастролировал по России и Европе, а также в Израиле, Египте, Китае, Японии, КНР, США. С 2020 года Государственный русский хор возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных, руководитель Капеллы России имени А.А. Юрлова. С приходом Геннадия Дмитряка началась новая страница в истории Госхора. Коллектив обновился, пополнился молодыми талантливыми выпускниками ведущих российских музыкальных вузов. Репертуар обогатился новыми сочинениями кантатно-ораториального жанра и программами хоровой музыки a cappella.

Антон Гришанин

Антон Гришанин – дирижёр Большого театра России. Заслуженный артист Российской Федерации (2010). Трижды номинировался на Национальную театральную премию «Золотая Маска», в 2020 стал её лауреатом в номинации «Балет. Лучшая работа дирижёра» («Зимняя сказка», Большой театр) и в 2023 году в номинации «Балет. Современный танец. Лучшая работа дирижёра» («Танцемания», Большой театр). В его репертуаре – свыше пятидесяти оперных и балетных спектаклей, среди последних: оперы «Иоланта» Чайковского, «Каменный гость» Даргомыжского, балеты «Герой нашего времени» Ильи Демуцкого, «Забытая земля» на музыку Бриттена, «Нуреев» Демуцкого, «Зимняя сказка» Джоби Тэлбота, «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке и Лазара. Антон Гришанин сотрудничает с различными театрами и оркестрами в России и за рубежом, среди которых Национальный филармонический оркестр России, Московский Государственный академический симфонический оркестр, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера (Мюнхен), Национальный филармонический оркестр Мехико, Шанхайский симфонический оркестр, Английская национальная опера, Новосибирский, Екатеринбургский, Саратовский театры оперы и балета, Михайловский театр (Санкт-Петербург). Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по классу трубы, там же аспирантуру по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (педагог – профессор Евгений Бражник), затем совершенствовал мастерство Высшей школе музыки «Моцартеум» (Зальцбург, Австрия). Работал ассистентом главного дирижёра в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета. В 2003–2009 был штатным дирижёром, в 2009–2013 – художественным руководителем и главным дирижёром Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки. В качестве дирижёра-постановщика принял участие в выпуске множества спектаклей, в том числе опер «Пиковая дама» Чайковского (2006, номинация на премию «Золотая маска» в категории «Лучший спектакль в опере») и «Лоэнгрин» Вагнера (2011, пять номинаций на премию «Золотая маска»). В 2008 в числе создателей спектакля «El mundo de Гойя» был удостоен Премии Правительства Российской Федерации. С 2008 – приглашенный, в 2013–2018 – штатный дирижёр Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 2011 – приглашённый дирижёр, с сезона 2018–2019 –штатный дирижёр Большого театра России. С 2020 – заместитель главного дирижёра – музыкального руководителя театра по Камерной сцене Большого театра.

Анастасия Щеголева

Родилась в Липецке. Окончила Липецкий областной колледж искусств им. К. Н. Игумнова по классу фортепиано, затем вокальный факультет Государственной классической академии им. Маймонида (класс Н. Бурнашевой). В 2011-12 — солистка Липецкой областной филармонии. В 2017-19 — стипендиат Программы Аткинс при Мариинском театре. С 2014 – приглашенная солистка, с 2019 – солистка оперной труппы Большого театра. Сотрудничала с такими дирижерами, как Альберто Дзедда, Юрий Симонов, Туган Сохиев, Александр Рудин, Валерий Полянский, Фабио Мастранжело, Николай Хондзинский, Валерий Гергиев, Михаил Синькевич, Павел Смелков, Кристиан Кнапп, Риккардо Фрицца.

Агунда Кулаева

Заслуженная артистка Российской Федерации. Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания. Солистка Большого театра России. Приглашенная солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В.Колобова. Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов им. Бориса Христова (III премия, София, Болгария, 2009 г.) Агунда Кулаева окончила Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова по специальностям «дирижер хора» (2000 г.) и «сольное пение» (2005 г., класс М. Худовертовой), до 2005 г. училась в Центре оперного пения Галины Вишневской, где исполнила партии Зибеля («Фауст» Ш.Гуно), Любаши («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Маддалены («Риголетто» Дж.Верди). В 2005-2014 гг. — солистка Московского театра Новая опера. С 2009 г. — приглашенная солистка Новосибирского театра оперы и балета, где исполнила следующие партии: Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова). В Большом театре Агунда Кулаева дебютировала в 2005 г. в партии Сони («Война и мир» С. Прокофьева). В 2014 г. приняла участие в постановке оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, исполнив партию Любаши. В 2012 г. приняла участие в фестивале «Варненское лето», исполнив партии Кармен («Кармен» Ж. Бизе) и Эболи («Дон Карлос» Дж.  Верди), а также спела Амнерис («Аида» Дж. Верди) в национальной опере Софии. В 2013 г. приняла участие в исполнении Реквиема Дж. Верди в Милане (Симфонический оркестр им. Джузеппе Верди, дирижер Чжан Сянь). Неоднократно выступала в Большом зале Московской консерватории — в частности, приняла участие в исполнении «Stabat Mater» А. Дворжака (дирижер Владимир Федосеев, 2013 г.), кантаты «По прочтении псалма» С. Танеева (дирижер Михаил Плетнев, 2013 г.). В 2013 г. исполнила партию меццо-сопрано в Реквиеме Дж. Верди в Московском международном доме музыки (дирижер Дмитрий Юровский). В том же году приняла участие в V Международном фестивале им. М. П. Мусоргского (Тверь), IV Международном фестивале «Парад звезд в оперном» (Красноярск). С ноября 2014 г. — солистка оперной труппы Большого театра. В 2016 г. приняла участие в Международном оперном фестивале им. Ф. И. Шаляпина в Казани (партия Полины в концертном исполнении оперы «Пиковая дама» П. Чайковского). В 2016 г. исполнила партию Кармен в Немецкой опере в Берлине и на Арене ди Верона (Италия). В том же году на сцене Берлинской филармонии были исполнены партии Маргариты из оперы «Осуждение Фауста» Г.Берлиоза. В 2018 году Агунда Кулаева получила звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В 2019 г. — партии Ульрики («Бал-маскарад» Дж. Верди) в Израильской опере и Прециозиллы («Сила судьбы» Дж. Верди) в Немецкой опере в Берлине. Также приняла участие в гастролях Большого театра в Берлине (партия меццо-сопрано в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева) и Франции (Полина/ «Пиковая дама» П. Чайковского; дирижер Туган Сохиев). В октябре 2019 - январе 2020 г. исполняла партию Кармен в токийской Никикай- опере. Среди ангажементов 2020-22 гг.: приняла участие в I Сочинском фестивале классической музыки, где провела серию мастер-классов и исполнила партию Кармен в одноименной опере Ж. Бизе в Парке «Роза Хутор». Совместно с Российским национальным оркестром в Парке науки и культуры "Сириус" выступила в оперном гала-концерте (дирижер – Александр Рудин). Концерт с Московским государственным академическим симфоническим оркестром в Большом зале МКЗ "Зарядье" (дирижер - Антон Шабуров), в программе прозвучал И. Брамс, и другие события. В декабре 2023 года спела партию принцессы де Буйон в опере «Адриана Лекуврер» Ф.Чилеа, постановка Большого театра России (премьера). Являлась педагогом и наставником в проекте «Институт оперы» в 2022-2023.

Алексей Татаринцев

Заслуженный артист республики Северная Осетия-Алания. Солист Московского Театра Новая Опера им. Е. В. Колобова. Приглашенный солист Большого театра России. Является постоянным приглашенным солистом Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля и участником Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина. Лауреат II Московского международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (III премия, 2008).Лауреат I премии Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008). Лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (III премия, Москва, 2009). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера. Мужская роль» (роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 2016). Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (2016). С 1998 по 2003 гг. обучался в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина на кафедре Хорового дирижирования (класс профессора В. Козлякова). С 2003 г. продолжил свое обучение на вокальном факультете Московской академии хорового искусства им. В. С. Попова (класс доцента В. П. Александровой). В 2009 закончил аспирантуру Московской академии хорового искусства. С 2008 года – солист Московского театра Новая Опера им. Е. В. Колобова. Алексей сотрудничает с ведущими театрами, как в России, так и за рубежом. Является приглашенным солистом Большого театра. В 2010г. в Большом театре дебютировал в мировой премьере оперы французского композитора Ф. Феннелон «Вишневый сад» (партия Яши) – концертное исполнение. В 2012-2013 году в Большом театре участвовал в спектаклях «Кавалер Розы» (партия итальянского певца). В 2011 г. с партией Яши певец успешно дебютировал в постановке во Французской национальной опере на сцене Гранд Опера, Париж. В 2013г участвовал в постановке «Евгения Онегина» в Teatro Regio в Турине (партия Ленского). В 2017 году дебютировал в Палм-бич опера (г. Майями, США), исполнив партию Герцога в постановке «Риголетто» В январе 2017 года дебют в Большом театре в опере Пуччини «Богема» в партии Рудольфа. В марте 2017 года дебютировал в Уэст Пальм Бич Опера в партии Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто». Эта партия с успехом исполнена была и в Швеции в оперном театре города Мальмё (премьера 24 марта 2018г.) В январе 2019 дебют в партии Альфреда («Травиатта» Дж.Верди) в США, Уэст Пальм Бич. В том же году принимал участие на летнем оперном фестивале в Савонлинне (Финляндия) в опере Дж. Россини «Севильский Цирюльник». 11 ноября 2020 года Алексей дебютировал в партии Графа Альмавивы оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» на сцене Большого театра, дирижер – Туган Сохиев. В 2023 году исполнил партию Аврелиана в опере «Аврелиан в Пальмире» Дж. Россини в рамках фестиваля Россини в Пезаро, Италия. Алексей Татаринцев участвовал в творческих проектах, возглавляемых такими известными дирижерами как: В. Федосеев, В. Спиваков, М. Плетнев, Т. Курентзис, С. Сондецкис, Д. Нельсон и другие. Неоднократно принимал участие в Международных фестивалях в Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Нидерландах. Тесно сотрудничает с мужским хором Московского Сретенского монастыря. В «Дни культуры России», в странах Латинской Америки (2008 г.), он выступил в Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Буэнос-Айресе, Асунсьоне, Гаване. В октябре 2012 года с этим коллективом Алексей выступил в США в престижнейших залах, среди которых Библиотека конгресса США, Кеннеди-центр (Вашингтон), Карнеги холл (Нью-Йорк), Чикагская филармония(Чикаго), Роял холл (Лос-Анджелес). Алексей Татаринцев ведет активную концертную деятельность и в России. Неоднократно вступал в концертах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тамбове, Липецке и других городах.

Владимир Байков

Лауреат международных конкурсов, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой. Приглашённый солист Большого театра России. Выпускник Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева по специальности «кибернетика химико-технологических процессов». Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по специальности «сольное пение». Лауреат международных конкурсов Мирьям Хелин (Хельсинки, 1999), Марии Каллас (Афины, 2001), королевы Сони (Осло, 2003), королевы Елизаветы (Брюссель, 2006), Георгия Свиридова (Курск, 2001), лауреат премии Фонда Ирины Архиповой (2004), стипендиат Вагнеровского общества Германии (2010). В разные годы являлся солистом Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова, оперного театра Санкт-Галлена (Швейцария), Боннской, Гамбургской и Лейпцигской Опер. Гастролировал в таких театрах как Мариинский театр (Санкт- Петербург, историческая сцена и «Мариинский – 2»), Нидерландская опера (Амстердам, Нидерланды), Английская Национальная опера (Лондон, Великобритания), Театр Елисейских Полей в Париже, фестивальный театр Экс-ан-Прованса, Театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина), Королевская опера «Ла Моннэ» (Брюссель, Бельгия), «Лисеу» (Барселона, Испания), Театр-ан-дер-Вин (Вена, Австрия), Большой театр Варшавы (Польша), «Театро Реджо» (Турин, Италия), Театр «Сан-Карлуш» (Лиссабон, Португалия), Финская Национальная опера (Хельсинки, Финляндия), Новая Израильская опера (Тель- Авив, Израиль) и т.д. Сотрудничал со многими известными дирижёрами, такими как Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Кент Нагано, Паоло Кариньяни, Даниэле Каллегари, Пласидо Доминго, Юстус Франц, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Василий Синайский, Джанандреа Нозеда, Хартмут Хэнхен, Туган Сохиев, Вольдемар Нельсон, Казуши Оно, Саулюс Сондецкис, Энох цу Гуттенберг, Яап ван Цведен, Бруно Вайль, Лиор Шамбадал, Эдуард Топчян, Сергей Смбатян, Арам Гарабекян. Среди режиссёров – Борис Покровский, Джанкарло дель Монако, Роберт Карсен, Йоханнес Шааф, Тони Палмер, Роберт Уилсон, Андрей Кончаловский, Александр Титель, Клаус Михаэль Грюбер, Саймон Мак Бёрни, Стивен Лоулесс, Карлос Вагнер, Пьер Ауди, Якоб Петерс-Мессер, Юрий Александров, Сильвиу Пуркарете, Вера Немирова, Стефано Пода. В репертуаре – партии в операх Вагнера, Вебера, Моцарта, Пуччини, Беллини, Доницетти, Верди, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Вайнберга, Гуно, Бизе, Дворжака, Бартока и многих других. Среди ораториальных произведений – сочинения Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Брамса, Шпора, Шёнберга, Форе, Сен- Санса, Берлиоза, Верди, Яначека, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, Мясковского, Филиппа Гласса и других. Как ораториальный и концертный певец выступал на сценах Барбикан-Холл (Лондон), Берлинской, Мюнхенской, Кёльнской филармоний, франкфуртской Альте-Опер, Берлинского Концертхауза, амстердамских залов «Концертгебау» и «Музикгебау», концертного зала BOZAR (Брюссель), Дворца Искусств в Будапеште, филармонии Еревана, Больших залах Московской консерватории и Петербургской филармонии, залах Москонцерта, в различных филармониях и оперных театрах России. Камерный репертуар включает песни и романсы русских, немецких, французских, чешских, скандинавских, британских композиторов. Среди постоянных партнёров-пианистов – Марина Белашук, Андрей Шибко, Станислав Дяченко, Иван Кощеев, Михаил Аркадьев, Елена Савельева, Яков Кацнельсон. Член жюри музыкального форума «Золотой Витязь» (2021). Автор автобиографических книг «Полёта вольное упорство» и «Ускользающая гармония». Соавтор книги Евгения Нестеренко «Записки русского баса».