Немецкий композитор Вольфганг Рим умер в возрасте 72 лет
Родившийся в 1952 году в Карлсруэ, на юго-западе Германии, современный немецкий композитор Вольфганг Рим написал более 400 произведений во многих жанрах инструментальной и вокальной музыки.
Рим начал изучать композицию у Ойгена Вернера Вельте в Высшей школе музыки Карлсруэ, где Рим был профессором и преподавателем композиции с 1985 года, сменив Вельте.
На протяжении многих десятилетий он был тесно связан с Берлинской филармонией, где был назначен композитором-резидентом на сезон 2024/25 — эту должность он теперь будет занимать посмертно.
В 1997 году он был композитором-резидентом на Люцернском фестивале, а с 2016 года был художественным руководителем Академии Люцернского фестиваля, сменив на этом посту Пьера Булеза.
За последние два десятилетия на Люцернском фестивале было исполнено более 50 произведений Рима, включая множество заказных работ и мировых премьер.
В 1998 году Берлинская филармония исполнила IN-SCHRIFT Рима с Клаудио Аббадо, который был тесно связан с музыкой Рима. Позднее Фонд Берлинской филармонии заказал IN-SCHRIFT 2, который принес Риму престижную премию Гравемейера в 2014 году.
В начале 2000-х годов Unbenannt IV Рима для оркестра и органа и концерт для скрипки с оркестром для Каролин Видманн Коль’Арко был исполнен Риккардо Шайи и Королевским оркестром Консертгебау. Концерт для валторны Рима, написанный в 2013/14 году, был посвящен главному валторнисту Берлинской филармонии Штефану Дору.
Другие яркие выступления включали Dis-Kontur Рима, исполненный Шайи и Люцернским фестивалем современной музыки в 2019 году, и его Requiem-Strophen, исполненный Марисом Янсонсом и Баварским радиохоровым и симфоническим оркестром в рамках Пасхального фестиваля 2017 года.
Среди его наград были премия Рейнхольда Шнайдера, премия Бетховена, премия Рольфа Либермана за его оперу «Машина Гамлета», премия Офицера искусств и литературы Министерства иностранных дел Франции и музыкальная премия Эрнста фон Сименса.
«Музыка не может быть концептуализирована», — сказал Рим в своей лекции. «Мы не можем определить ее с помощью концепций, не говоря уже о том, чтобы думать о ней в концепциях, что означает не что иное, как сочинение с постулированными концепциями», — продолжил он. «...музыка в значительной степени способна формироваться. Ее способность пластически формулировать время, пространство и момент и сочинять с помощью своих форм облегчается именно отсутствием концепций. Именно потому, что музыка не имеет границ, она может заполнять пространства: как концертный зал, так и индивидуальную душу».
«С грустью и в то же время с глубокой благодарностью мы прощаемся с одним из величайших артистов нашего времени и одним из самых влиятельных спутников Люцернского фестиваля», — написал исполнительный и художественный директор Люцернского фестиваля Михаэль Хефлигер в дани уважения. «...Его присутствие в Люцерне как композитора, музыкального мыслителя и музыкального педагога, а также интенсивный обмен мнениями с ним: все это было бесценно и имело огромное значение для всех нас. В дополнение к его энциклопедическим знаниям, он был человеком большой доброты сердца и большого юмора, всегда любопытным и открытым.
«Позитивный способ, которым он справлялся со своей болезнью, был важным примером для всех нас. Встреча или работа с ним были чрезвычайно вдохновляющим опытом», — добавил он. «Мы навсегда останемся глубоко преданными наследию художественного творчества Вольфганга Рима и его сильной личности. Наши мысли с его женой Вереной, сыном Себастьяном и дочерью Катей».
Наши соболезнования семье, друзьям, ученикам и коллегам г-на Рима.